Некоторые вопросы происхождения отдельных
Киргизских крупных родовых подразделений,
проживающих на территории Джалал-Абадской области

М.Т.Айтбаев
(Институт истории АН Киргизский ССР) 1960г.


    Я хочу остановиться на некоторых вопросах происхождения отдельных киргизских крупных родовых подразделений, проживающих на территории современной Джалал-Абадской области.

    Основное ядро киргизского населения этого района составляют такие крупные родовые подразделения, как саруу, кутчу, мундуз, басыз, кытай. Все они входят в состав левого крыла киргизов. Кроме них здесь расселены саяки, сарттары, сарыбагыши и жедигери, принадлежащие к правому крылу.

    Основное место расселения саяков, сарттаров и сарыбагышцев - Кетмень-Тюбинская впадина. Саруу живут, в основном, в Караванском, Джанги-Джольском районах, кутчу и жедигери - в Ленинском, мундуз, басыз - в Сузакском, Октябрьском и Базар-Курганском районах. Кроме них проживают кыдырша и кыпчак, входящие в состав ичкиликов.

    Все перечисленные родовые подразделения обитали до калмыкского нашествия в других местах.

    По данным этнографической науки, такие крупные киргизские племена, как саруу, басыз, мундуз и др. прибыли в места современного обитания в середине XVIII века. Родовые подразделения саруу первоначально жили, по всей вероятности, на территории современных Алайского и Гульчинского районов и в верховьях реки Кызыл-Суу от местности Сары-Таш и выше, охватывая западные районы от города Кашгар Синьцзянской провинции Китайской Народной Республики. Об этом свидетельствуют многочисленные легенды и рассказы. Саруйцы занимались, в основном, скотоводством. Впоследствии они перекочевали в район Таласа и Чаткала. С увеличением населения и раздроблением на мелкие родовые подразделения племя саруу стало расселяться по обширной местности Ак-Суу, т. е. по правому берегу р. Нарын, распространяясь вплоть до города Намангана Узбекской ССР. Племя кутчу прибыло из Каратегина, что подтверждается историческими сведениями. Предания киргизов также говорят, что прародиной кутчу был Каратегин.

    Племя мундуз первоначально жило в Таджикистане, в местностях Гиссар и Куляб: это подтверждают информаторы из этих родов. Басызы занимали местность Майстан-Терек близ Кашгара. Оттуда они пришли на места современного расселения.

    Наиболее сложным вопросом является время поселения вышеуказанных племен в местах современного обитания. Наиболее ранними поселенцами в районах Джалал-Абадской области являлись родовые подразделения адигине и тагай. Затем основные подразделения тагая перекочевали в район Чуйской долины, Иссык-Кульской котловины и на Тянь-Шань. Но после присоединения территории Семиречья к Джунгарскому государству тянь-шаньские киргизы были вытеснены оттуда калмыками к своей прародине, в пределы Южной Киргизии. Границы владений калмыков проходили в горах Джалал-Абадской и Ошской областей. Дальнейшему продвижению калмыков киргизы оказывали ожесточенное сопротивление. Об этом, а также о войнах между калмыками и киргизами свидетельствуют многочисленные легенды, бытующие в народе.

    После разгрома калмыков Китайской империей началось движение киргизов на освобожденные земли. Почти все подразделения тагая вернулись обратно на север, освободив временно занимаемые ими территории. В середине XVIII ве¬ка на эти свободные места прибыли кытаи, мундузы и другие круп¬ные племена. Причиной их переселения является главным образом то обстоятельство, что свободная, никем не занятая земля была очень выгодна для ведения животноводства. Кроме того, она была удобна для обработки полей, ирригации и выращивания зерновых культур. Другой причиной переселения могли служить такие обстоятельства, как обида на несправедливость, убийство, кражи, похищение чужой невесты и пр. Например, такие подразделения кыдырша, как шамирек, султангельди, текирен в местности Ак-Мечеть Сузакского района, обосновались в конце первой половины XIX в. по причине обиды на род теит. Необходимо отметить, что родовые подразделения жили среди багышей и басызов, образовав самостоятельный островок и занимаясь земледелием. Но пастбищные участки, где они летом выпасали скот, располагались в Чон-Алайской долине в местах, где они обитали до ссоры с родом теит. На новых местах они имели участки только для выращивания зерновых культур, но не получили пастбищных угодий, так как последние давно были строго распределены между другими родами. Поэтому подразделения кыдырша были вынуждены перегонять скот летом, проходя огромное расстояние от Ак-Мечети до Чон-Алайской долины, т. е. более трехсот километров по трудным горным путям.

    Этнографические материалы дают нам основание утверждать, что наиболее давними насельниками интересующего нас района были жедигери, которые входят в правое крыло киргизов и являются прямыми потомками Тагая.

    Многочисленные легенды и рассказы о жидегерах говорят, что они жили до калмыкского нашествия в местах современного расселения и вели с ними постоянную борьбу за освобождение захваченных ими земель. Во время этих войн из племени жедигер выделились такие герои-батыры, как Орус бий, Чонмамбет, Тазкара и другие. Эти герои часто (почти при каждом нападении) забирали в плен калмыкских захватчиков. Пленные мужчины работали в хозяйстве киргизов в качестве домашних рабов или их выдавали в качестве выкупа, а на пленницах женились. Поэтому среди киргизских родов, особенно северных, много родовых групп, ведущих свое происхождение от пленниц-калмычек. У жедигеров тоже имеются такие родовые группы — ак жол, бактыбай.

    Самоназвания каждого крупного рода имеют свою историю. Прежде чем получить то или иное этническое название этот род проходит сложный процесс самообразования. За свое этническое название каждый род держался крепко, поклонялся своему предку, имя которого носил данный род, обожествлял его, во всех удачах и неудачах просил своего предка о помощи.

    Можно предполагать, что каждое родовое самоназвание дано по имени первого родоначальника. Примером может быть крупное племя саруу. Его основатель Саруу имел сыновей Тентер, Кошкулак, Тогунай, Томолок, Тубай, Мураталы. Каждый из них образовал самостоятельный род. С увеличением рода, он стал делиться на родовые подразделения и т. д.

    Ураан (клич) племени Саруу был Коняк. Он использовался во время крупных войн с иноземными захватчиками, междоусобных войн, крупных скачек и т. д. Кроме главного ураана имелись и мелкие урааны по имени каждого родоначальника подразделения.

    Ураан племени кутчу был Каратал — отец самого Кутчу. Необходимо отметить, что этнические самоназвания происходят не только от мужских, но и женских имен. Такие этнические самоназвания мы встречаем у басызов, саяков, багышев и др.

    По-видимому, в ту эпоху роль женщины была довольно значительна. Здесь мы можем заметить, что матриархат играл в общественной и хозяйственной жизни киргизов огромную роль.

    Данные этнографического исследования дали нам возможность проследить, что среди племен или крупных родовых подразделений имеются мелкие родовые группы, которые не связаны общим происхождением с тем или иным народом. Такие подразделения, не имея своей родословной, примыкают к большому и сильному роду и в дальнейшем считают себя одной из его групп. Обычно такие роды происходят от домашних рабов и рабынь, найденышей, отдельных людей, случайно оставшихся жить в данном роде. Например, род каман вошел в состав подразделений племени басыз. Однако, (по некоторым данным, род каман не имеет никакого отношения по своему происхождению к басызам. Этот род, согласно легендам, возник от домашнего раба Бекея, попавшего в плен во время барымта и женившегося на рабыне. Такие роды мы встречаем почти в каждом племени.

    Многие информаторы из кыдырша своим потомком считают Карачоро - сына Тагая от узбечки. Исследования показали, что род кыдырша тесно связан с теитами, кесеками, бостонами и другими группами, принадлежащими к группе ичкиликов.

    Наши исследования дают право выделить несколько гипотез о происхождении групп кыдырша и кыпчак. Мы полагаем, что как ичкилики, так и кыпчаки, по всей вероятности, являются одним из крупных родов дешти-кыпчакских племен, прибывших с запада. Некоторые данные свидетельствуют о больших отличиях в материальной культуре, быту и обычаях у кыдырша и кыпчаков и северо-киргизских племен. Поэтому я не совсем согласен с заключением Е. И. Маховой, где, как мне кажется, не дается четкое разграничение культуры северных и южных киргизов.

    Долгое время ичкилики постоянно соприкасались с соседним таджикским и узбекским населением, что в известной мере отразилось на их культуре, быте и языке. Поэтому не случайно, что до Великой Октябрьской социалистической революции многие исследователи не хотели признавать кыпчаков и ичкиликов киргизскими племенами. Но сами ичкилики и кыпчаки считают себя киргизами, что является бесспорным. Северные киргизы обычно считают ичкиликов узбеками.

    Среди киргизских родов встречаются сходные этнонимы с другими тюркоязычными народами. Большое сходство в этом отношении имеется с казахским, каракалпакским и отчасти с узбекским народами. Как среди родовых подразделений киргизов, так и названных народов встречаются найман, кыпчак, катаган, оргу и др. Имеется даже легенда, согласно которой племя бугу якобы родственно с племенем албан старшего жуза казахов. Роды конурат, катаган встречаются у каракалпаков, казахов, узбеков и др. народов.

    Некоторые данные об этнических названиях многих родовых подразделений, сохранившихся до сего времени, по рассказам информаторов, хорошо знающих генеалогию киргизов, связываются со средневековьем. Например, род кытай, принадлежащий к левому крылу киргизов, происходит якобы от кара-китаев, обитавших на территории Киргизии XII века.

    Отдельные исследователи неправильно толковали происхождение некоторых киргизских родов, искусственно связывая их с тем или иным историческим событием. Происхождение одного из крупных родов киргизов монолдор они связывали с монголами. Однако можно считать установленным, что родоначальник рода монолдор происходит от брака Наал Эже (родная сестра Адигине и Тагая).

    Совершенно ясно, что слова «монол», и «монгол», имеют строго определенное этническое значение. Поэтому непростительно смешивать эти два понятия и делать заключение, согласно которому киргизский род монолдор имеет будто бы монгольское происхождение.

    Необходимо, правда, отметить, что монголы, прибыв как завоеватели в Киргизию, постепенно и незаметно смешались с местным населением и оказали в известной мере влияние на изменение внешних черт, скотоводческий быт и кочевой образ жизни киргизов.

    Для выяснения этногенеза некоторых родоплеменных подразделений киргизов имеет важное значение топономика. Киргизский народ с древних времен занимался скотоводством как основ¬ной отраслью хозяйства и земледелием как вспомогательной. Скотоводство в жизни киргизов играло значительную роль, требовало от человека больших усилий. В связи с этим между родами были строго распределены пастбищные участки. Поэтому нет ни одной местности, которая не имела бы своего названия. Даже маленький участок зем¬ли, какая-нибудь мало заметная балка, лощина, курган, перевал, река и гора имели свое название. Часто водоемы и реки назывались по цвету воды, земля - по цвету глины и т. д. Но есть такие места, которые носят имена людей, животных или связаны с крупными побоищами. Местность Калмак-кырчын, например, названа так по причине истребления на этом месте отступающих калмыков. Название Ала-Бука связано с покровителем крупного рогатого скота Занги-Баба, который пас в этой местности скот.

    Кроме того, имеются названия, связанные с родовыми именами - Мундуз аил, Басыз аил и др. Большие арыки, строительством которых занимался целый род, носили и носят по сей день название этого рода: Саруу арык в Караванском районе, Малтабар арык в Уйчунском районе Уз. ССР, Мундуз арык в Базар-Курганском районе.

    Из вышеизложенного видно, что топономика местности имеет важное значение для решения вопроса об этногенезе киргизского народа.

    Я не совсем согласен с некоторыми положениями С. М. Абрамзона, в частности, о процессе формирования основных этнических элементов, образовавших киргизскую народность. С. М. Абрамзон считает, что киргизы якобы в период сложения в народность обитали на территории Восточного Притяньшанья, отчасти Алтая и в значительной мере в пределах современного Синьцзяна. В подтверждение своего положения докладчик приводит факт современного расселения киргизов в Синьцзянской провинции.

    На основании данных, которыми мы располагаем, напрашивается вывод, что основные этнические элементы киргизов сформировались на территории Южной Киргизии и современной Тянь-Шаньской области. Может быть отсюда ареал современного расселения распространился и на Восточный Тянь-Шань.

    С Иссык-Куля и Тянь-Шаня, после того как они были захвачены Джунгарским государством, были вытеснены некоторые киргизские племена на территорию Южной Киргизии. Если сложение киргизской народности произошло бы в пределах Восточного Тянь-Шаня, как утверждает С. М. Абрамзон, то основное ядро киргизских племен проживало бы там, а не в местах современного его расселения.

    Нельзя, конечно, отрицать и того, что киргизские племена Восточного Тянь-Шаня сыграли определенную роль в формировании киргизской народности.

    Утверждение о том, что сложение киргизской народности завершилось только в первой половине XIX в., на мой взгляд, не соответствует историческим фактам. В действительности ее сложение началось уже XIV веке, задолго до калмыкского нашествия. В XVII в. у киргизов были уже все признаки народности: наличие общей территории, общего господствующего языка, однотипного хозяйственного уклада, общей культуры и т. д.

    Я думаю, что сложение киргизской народности никак нельзя ставить в зависимость от межфеодальных войн, провоцировавшихся киргизскими крупными феодалами и родоначальниками. До присоединения Киргизии к России такие войны велись между киргизскими феодалами за власть, за захват лучших пастбищных угодий, за людей, обращаемых в патриархальное рабство, за скот и т. д. Такие грабительские набеги были прекращены только с установлением административной власти русского государства. Поэтому отдельные войны, происходившие между киргизскими феодалами, нисколько не влияли на складывание киргизской народности, хотя и вносили в ее среду определенную разобщенность. Таким образом, происхождение киргизского народа уходит далеко вглубь и связано с севером. С увеличением населения, развитием культуры и возникновением войн крупные племена, носящие этническое название «кыргыз», перешли на юг, т. е. в места современного обитания. Впоследствии, на рубеже XIV и XV вв., на основе нескольких крупных племенных союзов начался усиленный процесс образования киргизской народности. В образовании киргизской народности в качестве основных этнических компонентов принимали участие такие крупные киргизские племена, как саруу, багыш, басыз, мундуз, саяк и др., обитающие в Джалал-Абадской области.


Copyright © 2009  Кыргызсанжырасы,
Все права защищены. Печать только с согласия автора.ЗЭТ