Кыргызы в древности.
(часть 1) 24.04.2013, АКИпресс: История Кыргызстана и кыргызов.

Тынчтыкбек Чоротегин
президент Международного OO “Кыргыз Тарых Коому”,
профессор КНУ им. Ж.Баласагына, д.ист.н.


    Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье проливает свет на отдельные аспекты истории древних кыргызов, которые, наряду с другими древними этносами Центральной и Внутренней Азии, внесли свою лепту в развитие кочевой цивилизации центральноазиатских народов.

    Кыргызы, как подчеркнул академик В.В.Бартольд, являются одним из древних тюркских народов. С древних времён части кыргызов носят этноним «кыргыз». Также имелись многие группы кыргызов, которые вошли в состав других народов Евразии и постепенно растворились среди них. Многие представители казахов, узбеков, тывинцев, башкортов (башкир) и т.д. до сих пор говорят, что их предками были кыргызы. (См. документальный фильм о башкирских кыргызах)

    Самая восточная группа из числа тех, кто себя до сих пор идентифицирует как кыргыз, это – фуюйские кыргызы в Маньчжурии (провинция Хэйлунцзянь на севере Китая).

    Этноним кыргыз

    Этот термин расшифровывается только на основе тюркских языков. В интерпретации этого этнонима резко отличаются друг от друга народный вариант (народная этимология) и научный вариант.

    Народная этимология

    В народных интерпретациях в этнониме «кыргыз» обычно уделяется внимание созвучным словам: цифре «кырк», т.е. «сорок», и слову «кыз» «девушка» — (по-кыргызски), и говорится, что это - народ, состоящий из сорока родов (племен). Во многих вариантах генеалогические корни кыргызов связывают с сорока девушками; имеются варианты, где говорится о цифре «сорок» и этнониме «огуз» (племенное объединение 40 огузов); а в некоторых вариантах связывают слово «кыр» («гора», «склон горы» по-кыргызски) и этноним «огуз», предлагая, что кыргызы – это горные, т.е. обитающие в горах огузы.

    Во многих родословных легендах (Абу-л-Гази Бахадур-хан, 17-й в.; Осмоналы Сыдык уулу, 1875—1942 гг., и др.) слово «кыргыз» интерпретируется как имя внука Огуз-хана, одного из мифических предков тюркских народов.

    Образцы народного объяснения прослеживаются также в китайском источнике «Юань ши» («История династии Юань»; 14-й в.), где говорится о том, что кыргызы являются потомками китайских сорока девушек и народа северной долины Ус (ус — угус — огуз?) в Южной Сибири. По данным ферганского персоязычного автора Сайф ад-Дина Ахсикенди (16-й в.), существует легенда о том, что якобы в 12-м веке Султан Санджар совершил нашествие в Восточную Фергану и сорок узгенских огузов спаслись бегством в Ходжент (современный Северный Таджикистан) и от них якобы произошёл кыргызский народ.

    Научная этимология

    Научный метод интерпретации этнонима «кыргыз» отличается от народного тем, что он не нуждается в устных легендах, которые появились в определенной среде для определенных целей (сакрализация власти, возвеличение какого-то правителя или этноса, и т.д.). Его особенностью является то, что этноним «кыргыз» расчленяется на разные компоненты согласно лингвистическим и ономастическим методам.

    Вспомним некоторые варианты научной интерпретации происхождения этнонима «кыргыз»:

    1. «Кырк» и «йус» (т.е. «сорок сотен» — по мнению В.В.Радлова);

    2. «Кырк» и «эр» (т.е. «сорок мужчин», Ахмед Зеки Велиди Тоган, башкырский и турецкий ученый, профессор);

    3. «кыра» и «гыз» («Черноволосый народ» по Д. Айтмуратову, каракалпакскому тюркологу);

    4. «Кыргу» — «кырыг» и присоединение к ним суффикса «ыз», означающего множественное число («Кызылдар» — «красные»; К.Петров);

    5. «Кырыг» и «огуз» («кызыл огуз», иначе говоря, южные огузы и западные огузы, Н.Баскаков);

    6. «Кыргын» — кыргыт» — «кыргыз» «с румяным лицом», т.е. народ, представители которых отличались по генотипу как светловолосые, с голубыми глазами, румяные по цвету лица (Андрей Кононов);

    7. «кыркыз» состоит из слова «кырк» («сорок») и объединяющего словообразующего компонента «-ыз», который обозначает единство сорока племен (Гулзура Жумакунова, профессор Университета Анкары); и др.

    При расшифровке этнонима кыргыз надо учесть и то, что ряд родственных тюркских народов в своих этнических названиях носят созвучные компоненты типа «гыз», «гуз», «гун», «гур», «-ык», «-ак», «гар», «газ», «ар», «аш», «ас» и др. (огуз, гагогуз/гагауз, кун, уйгур, оногур, булгар, сувар, хазар, татар, башкыр / башкорт, карлук, кынык, кумык, черик, казак, хоорай, чуваш, алаш, алач, калач, төөлөс, дөөлөс).

    На наш взгляд, этноним «кыргыз» является нарицательным именем, возникшим на основе слов и компонентов чисто тюркского происхождения. И не только по своему этническому названию, но и по своим генетическим корням кыргызы являются частью тюркского мира, вобравшего в себе также и тюркизированные компоненты других древних и поздних этносов.

    Начиная со второго тысячелетия до н.э. прототюркский мир начал формироваться из народов, включающих в себе по расовым признакам как европеоидов, так и монголоидов.

    Древние кыргызы были одним из древнетюркских народов Центральной Азии, в которых преобладали расовые признаки европеоидов и представителей контактной расы между европеоидами и монголоидами, о чем свидетельствуют независимые друг от друга раннесредневековые китайские и персидские письменные источники.

    Древние места обитания кыргызов

    О древней родине кыргызов, упоминаемых в исторических письменных источниках начиная с 3 в. до н.э., существуют противоречивые мнения. Некоторые авторы древней родиной кыргызов считают долину Эне-Сай (в русской литературе «Енисей», в древности «Кем»), другие же предполагают, что древние места обитания кыргызов были в районе нынешнего озера Хыргыс-Нур («Кыргызское озеро») на северо-востоке Монголии.

    Китайский историк Бань Гу (1-й в. до н.э.) в своём труде «Хань шу» — «История Ханьской династии» пишет: «Вдали от кыргызов, на 7 тыс. ли восточнее, расположена ставка тенгир-кута (т.е. правителя хуннов)».

    Новосибирский археолог, профессор Ю.С.Худяков, синолог Л.А.Боровкова и современные кыргызские историки, опираясь на эти данные, продолжают доказывать о том, что местом поселения кыргызов в 1-м в. до н.э. был район Восточного Теңгир-Тоо (т.е. район нынешних восточных предгорий Притяньшянья).

    Этот древний народ обитал на территории Восточного Туркестана, в частности, на северном склоне Боро-Хоро (Болохолошань), т.е. вокруг нынешних городов Манас, Кара-Шаар СУАР КНР. В этом районе расположена река Манас (Манасыхэ), которая впадает в озеро Манас (Ихэ-Хак).

    Из древнетюркских и других народов, живших издревле в соседстве с кыргызами, можно упомянуть хуннов, усуней, динлинов, а также соседних народов с Восточного Туркестана, говоривших на индоевропейских языках (юечжи, т.е. тохаров).

    Древние места обитания кыргызов были удобными и благоприятными как для развития скотоводства, так и для развития земледелия (в качестве второстепенной отрасли хозяйства номадов), а также для усовершенствования разных видов ремесла (кыргызы были искусными в обработке металла, в ювелирных изделиях, в столярном искусстве, в выделке и изготовлении кожных изделий, в приготовлении кошм, в резном искусстве и т.д.).

    Покорение древних кыргызов хуннами

    Как отмечает древнекитайский историк Сыма Цянь (145—86 гг. до н.э.) в своём труде «Ши цзи» — «Исторические записи», в 201 г. до н.э. хуннский правитель Моде-шаньюй (Баг-Туг тенгир-кут) отправился с военным походом на север и северо-восток.

    Во время этого завоевательного похода он добился покорения и присоединения к своему государству независимых до этого этносов — кыргызов, ханьуй, цуйше (куйше), динлинов и синьли. Благодаря описанию этих завоеваний в исторических записях на китайском языке того времени, этноним «кыргыз» был зафиксирован в летописи Сыма Цяня, впервые обобщавшего все предыдущие исторические сказания и записи древних китайцев.

    Хуннский мост межэтнической культуры

    В многонациональном государстве, основанном хуннами, произошёл длительный процесс культурного взаимообмена между древнетюркскими этносами, усилилась их близость по языку, традициям и обрядам.

    Практика политического правления и военное искусство хуннов были переняты и освоены также древними кыргызами (в средние века кыргызы делились на правое и левое крыла и на центральную группу «ичкилик» подобно у древних хуннов).

    Оказавшись в политической зависимости от хуннов, кыргызские войска воевали на стороне хуннов в войнах против Ханьской династии, усуней и некоторых других государств.

    Имели место и экономические, торговые, культурные взаимовлияния разных цивилизаций того времени, так как империя хуннов находилась на их стыке, вдоль Великого шелкового пути. Поэтому есть большая доля истины в тех научных предположениях о том, истоки таких историко-героических эпосов кыргызов, как эпос «Манас», где с обилием говорится о взаимоотношениях кыргызов с народами Дальнего и Ближнего Востока, берут начало с эпохи хуннов.

    18 Июня 2013

    Кыргызы в древности. Прототип(ы) Алмамбета

    (часть 2)

    Историк и публицист Тынчтыкбек Чоротегин в своей очередной статье расскажет о кыргызах на стыке 2-го и 1-го веков до н.э. и возможном древнем прототипе Алмамбета, сподвижника хана Манаса.

    Кыргызы в конце 2-го – начале 1-го века до н.э.

    Государство хуннов во время правления Цзюйдиэху-шаньюя («шаньюй» - от слова «тенгир-кут(у)», Благопосланный Богом, т.е. Тенгиром) в 99 г. до н.э. было подвергнуто нашествию китайских войск в Восточном Тенгир-Тоо, но оказав отпор врагу, побеждает его.

    Ли Лин, один из отважных китайских полководцев, пленённый в том бою, согласится служить в рядах хуннов. В случае возвращения в ханьский Китай он мог быть приговорён к смертной казни. Цзюйдихэу-тенгир-кут выдаёт замуж за Ли Лина свою собственную дочь, присваивает ему титул «чжуки-бек — наместник западного крыла» и поручает ему управлять кыргызским народом от имени хуннов.

    Кем был по происхождению Ли Лин?

    Согласно сведениям китайского историка Сыма Цяня (145-86 гг. до н.э.), Ли Лин, друг самого историка, был внуком легендарного ханьского полководца Ли Гуана.

    «Когда Ли Лин возмужал, его выдвинули и назначили на должность смотрителя дворца Цзиньчжан, поручив командовать всадниками, охранявшими дворец. [Ли Лин] искусно стрелял из лука и с любовью относился к солдатам. Сын Неба, зная, что представители рода Ли из поколения в поколение занимали должности военачальников, поручил [Ли Лину] командовать отрядом из восьмисот всадников», - пишет Сыма Цянь.

    Сыма Цянь также более подробно описал те события, когда Ли Лин оказался в плену у хуннов, а также добавил, что близким родственникам военачальника стало туго после того, как узнали о перебежчике:

    «...Осенью, во 2-й год эры правления Тянь-хань (99 г. до н. э.), Ли Гуан-ли, будучи Эршиским военачальником, напал во главе тридцати тысяч всадников на сюннуского (хуннского) правого сянь-вана у гор Цилянь [называемых также] Тяньшань. В связи с этим [император] приказал Ли Лину пройти во главе пяти тысяч лучников и пехотинцев на север от Цзюйяня на расстояние более тысячи ли, желая отвлечь этим войска сюнну и не дать им возможности всецело устремиться на Эршиского военачальника.

    Когда в условленное время [Ли] Лин пошел назад, шаньюй (тенгир-кут) во главе восьмидесяти тысяч воинов окружил его отряд и напал на него. Отряд [Ли] Лина, состоявший из пяти тысяч человек, израсходовал все боевые припасы и стрелы, большая часть солдат была убита, но и сюнну потеряли убитыми и ранеными свыше десяти тысяч человек. Отходя назад, отряд вел непрерывные бои в течение восьми дней. Когда до Цзюйяня оставалось более ста ли, сюнну преградили узкую дорогу и отрезали путь к отступлению. Ли Лин страдал от нехватки продовольствия, помощь не подходила, а варвары то ожесточенно нападали, то предлагали [Ли] Лину сдаться.

    [Ли] Лин, сказав: «С каким лицом я буду докладывать Его Величеству [о походе]», сдался сюнну. Почти все его воины погибли, спастись от гибели и поодиночке вернуться в ханьские земли удалось немногим более четырехсот человек.

    Шаньюй, взявший [Ли] Лина в плен, давно слышал о славе его рода, к тому же [Ли Лин] проявил храбрость в бою, а поэтому он отдал [Ли Лину] в жены свою дочь и возвысил его. Узнав об этом, император Хань уничтожил мать, жену и детей [Ли] Лина.

    После этого слава семьи Ли угасла, и уроженцы округа Лунси, считавшиеся ее последователями, стали стыдиться этого», - заключает Сыма Цянь.

    По иронии судьбы, так начинается восхождение звезды Ли Лина как хуннского полководца и наместника (владетеля) кыргызских земель в Восточном Тенгир-Тоо.

    Ли Лин и его окыргызившиеся потомки

    Генерал Ли Лин и его жена хуннского происхождения жили среди кыргызов и отличались от светловолосых и голубоглазых кыргызов внешними чертами — чёрными волосами, чёрными глазами и внешностью. В последующем потомки бывшего ханьского военачальника окыргызились и порою боролись за независимость кыргызских владений.

    Эти сведения древних китайских источников еще раз подчеркивают, что на рубеже 2-го и 1-го веков до н.э. кыргызы не переставали жить компактно. Поэтому нужно было хуннскому тенгир-куту управлять древними кыргызами на территории компактного обитания последних.

    Компактность была одной из важных условий сохранения этнической идентичности и единства древнего горного народа в обширной державе хуннов. Компактность также обязала кыргызов снаряжать свое войско согласно предписаниям хуннских владык. А войско также цементировало этническое «я» древних кыргызов.

    90 г. до н.э. кыргызское войско, возглавляемое Ли Лином, в составе разветвлённой и этнически разношёрстной крупной армии хуннов в районе гор Хангай и Яньжань сражается против армии китайской династии Хань. Таким образом, на стороне хуннов были кыргызы, динлины и представители этносов Турфанского оазиса.

    В результате их совместного сокрушительного удара мощное и закалённое в нашествиях войско Ханьской династии было разгромлено.

    Идея единого противостояния и оказания сопротивления Китаю за независимость тюркских этносов освещается и в эпосе «Манас».

    Ли Лин – один из древних прототипов Алмамбета

    Некоторые сюжетные созвучия, отдельные мотивы кыргызского героического эпоса «Манас» напоминают о данном событии в нашей древней истории, связанном с окыргызившимся китайским полководцем Ли Лин.

    К ним можно отнести честное служение Алмамбета хану Манасу и всему кыргызскому народу, хотя сам Алмамбет был китайского происхождения.

    Как верно пишет историк, профессор Токторбек Омурбеков, «снисходительность кыргызов к вероисповеданию, языку также обозначилась при трактовке мотива побратимства героев — Манаса и Алмамбета».

    Сын Алмамбета Кюлчоро (по-кыргызски «Күлчоро»; кстати, его имя напоминает имя Кюлтегина, восточнотюркского принца и полководца, боровшегося против кыргызского кагана Барсбека в 711 г.) был одним из сорока «чоро», сподвижников Семетея, сына Манаса. Каждый чоро был предводителем племени или этноса.

    Вовлечение в народ и единение

    Сюжеты, связанные с окыргызившимися китайскими эпическими героями (Алмамбет и его сын Күлчоро) можно сопоставить и с последующими историческими параллелями, когда бесчисленные и во многом безымянные (теперь) представители жуан-жуаней, киданей («кыта?» в орхоно-енисейских руноподобных письмах) и их ветви – кара-кытаев, а затем найманов, монголов, ойратов и т.д. перемешивались с кыргызами.

    Поэтому нельзя утверждать о конкретной дате жизни и эпохи Алмамбета, как это делают некоторые «новоявленные историки», ссылающиеся на некоего «потустороннего» сказителя эпоса Манас, который «норовит» передать информацию с «того света» устами нашей современницы, целительницы Майрамбюбю Сармалдаковой, и утвердающие, что, якобы, Манас родился именно в августе 670 г. н.э.

    (Кстати, я был ошарашен, когда узнал, что уважаемый нами член-корреспондент АН Кыргызстана, доктор исторических наук Өскөн Осмонов пишет: «Если нам опереться на дастан «Айкёл Манас» («Манас Великодушный), изданный в 2009 году, то наш предок Великодушный Манас жил во второй половине VII – первой половине VIIIв. и боролся против китайских завоеваний, нацеленных на захват Кыргызстана того времени. <…> Вышесказанное поддерживает гипотезу о том, что эпос «Манас» зародился в VII-VIII веках». – См.: Осмонов Ө.Ж. Кыргызстан тарыхы: (Байыркы доордон азыркы мезгилге чейин): Жогорку окуу жайлары үчүн окуу китеби / Кыргыз Республикасынын Билим берүү жана илим министрлиги бекиткен. – Толукталып бешинчи басылышы. – Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2012. 11-бетте. – (Осмонов Ө.Дж. История Кыргызстана: (С древнейших времен до наших дней): Учебник для вузов / Утверждено Министерством образования и науки Кыргызской Республики. – Пятое, доп. изд. - Бишкек: Полиграфбумресурсы, 2012. – С. 11. – На кыргызском языке.)).

    Эпос «Манас» с древних времен несет в себе сведения об исторических пространствах, где происходили столкновения и этнокультурные контакты многих народов, связывавших свои корни и историю с восточнотюркскими племенами и этносами.

    Народная мудрость, запечатленная в эпосе «Манас», гласит: «Кулаалы таптап куш кылдым, Курама жыйып журт кылдым» («Воспитывал я коршуна и сделал из него ловчую птицу, собрал я разноплеменных людей и сделал из них единый народ»).

    И сегодня у нас имеются миллионные Алмамбеты из разных этносов, которые торжественно поднимают флаг независимого Кыргызстана на пьедесталах мировых и азиатских чемпионатов и Олимпийских игр, во время зажигательных концертов у себя и за рубежом, выводят наш стяг на космическую орбиту, работают, не покладая рук, на благо нашей Родины.

    Если раньше нас признавали как сорокаплеменный народ, то у нас – граждан Кыргызстана - теперь не меньше восьмидесяти колен. Если эпический Алмамбет должен был принять религию кыргызов, то нынешние Алмамбеты могут придерживаться своих религий, но показывают не меньше патриотизма и гражданственности, чем иные потомки Манаса.




Copyright © 2009  Кыргызсанжырасы,
Все права защищены. Печать только с согласия автора.ЗЭТ