Осмон-Датка и его эпоха

Г.Токобаева
(Ш.Ш. УЕЛИХАНОВ АТЫНДАГЫ ТАРИХ ЖЕНЕ ЭТНОЛОГИЯ ИНСТИТУТЫ,
Казакстан Республикасы Билим жене гылым министрлиги Гылым комитети)


    Одной из выдающихся личностей, сыгравшей значительную роль в общественно – политической жизни кыргызского народа 50 – 60 – гг. XIX в., был Осмон-датка. Он сын знаменитого Тайлак-баатыра, который в 20-х гг. XIX в. вел решительную борьбу, защищая Внутренний Тянь-Шань от Цинской экспансии, оказывал активную поддержку освободительному движению Джангир-ходжи в Восточном Туркестане. Во время нашествия кокандских сарбазов в начале 30-х годов он поднял свой народ на борьбу за свободу. Приблизительно в 1838 году хан Коканда подослал к Тайлак-баатыру лекаря, который отравил его. С целью окончательного смирения подвластного ему народа, кокандцы начали налаживать дружественные отношения с уважаемыми родоправителями. Так, бек Куртки Мамыразык добился в ханской орде присвоения ему звания пансата, затем датки и породнился с ним.

    Дед Осмон-датки Ырыскул-бий, прадеды Тоймат-бий и Джанболот-баатыр в XVIII в. были знаменитыми предводителями родоплеменного объединения саяк. В целом родоплеменные группы саяк в XIX в. расселялись в долинах Ак-Талаа, Тогуз-Торо, Кетмен-Тюбе, Джумгал, Суусамыр, Кочкор, северное Прииссыкулье. Судя по описаниям Белека Солтоноева, их численность достигала 10 тысяч юрт. Во время переговоров с начальником Алатавского военного округа. В 1865 г. непосредственно Осмон-датка представлял эту численность людей. В окрестностях крепости Куртка расселились подвластные ему аилы численность, которых достигала 600 юрт. В советскую эпоху деятельность Осмон-датки характеризовалась отрицательно. Его решительные действия против экспансивных устремлений русских войск, административно-территориального деления, проводимого колониальной властью и не учитывающего интересы кыргызов, воспринимались как реакционное движение. Его обвиняли в том, что он стремился сблизиться с правителем государства Семиградье Якуббеком и защищал интересы кокандского хана.

    Осмон-датки родился примерно в 1810-1820 -е гг. Одно крыло саяков – чоро в то время расселялось в долинах Ак-Талаа и Тогуз-Торо. В Ак-Талаа кроме них, проживали племена басыз, моьолдор и др. Поскольку указанная территория была окружена со всех сторон естественными крепостями – высокими, поднебесными горами, то была удобна для защиты от врагов, разведения скота и беспечного обитания. На востоке растянулась горная гряда Аламышык-Улан, южная часть преграждалась горами Байбиче, Жаман, запад – горой Когарт Ферганской гряды, на севере многочисленные притоки реки Нарын: Актал, Арпа-Алабука, Куртка, Арал и др. протекали через долины. Побережье этих речек и притоков, впадины и котловины правого и левого побережья Нарына были удобны для ведения земледелия. Поэтому кыргызы, расселенные в этих местах, рано усвоили сложные методы культуры земледелия. Об этом Ч.Валиханов пишет следующее: «20-е марта (1959г.). Мы проехали через горную гряду, южный склон , которой густо зарос еловым лесом. Эта горная гряда носит название Байбиче . При выезде из ущелья в глаза бросается широкая долина реки Актал, поросшая талами и тополями. Через несколько часов путешествия мы увидели декхан-кыргызов. Они вспахивали землю деревянной сохой с бронзо-медным зубцом, которой пользуются среднеазиаты и китайцы, впрягая её в верблюдов. Это были кыргызы небольшого рода монолдор». Далее он продолжает: «24 марта. На следующий день отправились в путь. Мы проезжали аилы рода саяк; везде кыргызы пахали землю; верховный бий этого рода Осмон объезжал пашни и распределял их между кыргызами».

    Будущий предводитель ещё в детстве стал свидетелем многих событий, рано возмужал. Знание и воспитание, обретенные от таких знаменитых и прославленных личностей, как Атантай и Тайлак, предания о подвигах предков навсегда нашли место в его душе и всегда подталкивали его вперед. Так, он воочию своими глазами увидел движение Джангира-ходжи в 20-е гг. XIX века, погром циньскими войсками, возглавляемыми Баянбату, кыргызских аилов, разгром их его отцом Тайлаком. К тому же предводитель освободительного движения народов Восточного Туркестана Джангир-ходжа в течение нескольких месяцев 1826 г. находился в аиле Атантая, Тайлака. Не прошло и 5-6 лет, как кокандские войска в 1831 г. нагрянули в Центральный Тянь-Шань. Упорное сопротивление им оказал род саяков, обитающих тогда в Актале и Тогуз-Торо. Саяки, не раз участвовавшие в походах Джангир – ходжи в Кашгар и набравшие боевой опыт в сражениях с китайскими войсками, выгодно отличались и имели преимущество перед другими родами своей организованностью и оперативностью собирать воинства.

    К этому времени пришла пора возмужания Осмона. Бесспорно, что с средины 30-х годов он во всех походах находился рядом со своим отцом, обретая опыт воинского, полководческого искусства, а в мирное время усваивал обычаи, традиции и адаты правления народом.

    По утверждению крупного ученого А. Хасанова, когда скончался Тайлак-баатыр, его сыну Осмону исполнилось 13 лет [9]. В народной родословной упоминается, что у Тайлака-баатыра было 9 жен и 8 детей, самым способным из них оказался Осмон и он многие годы правил народом.

    В 40-е годы Осмон часто нападал на крепость Куртка и наносил сарбазам тяжелые потери. Особую силу обрела борьба кыргызов Внутреннего Тянь-Шаня против Кокадского ханства в конце 40-х годов. Не находя другого выхода, бек Куртки – ставленник Коканда был вынужден осторожно относится к кыргызам и сблизить к себе их биев и манапов. С этой целью хан Коканда присвоил Осмону высокое звание датки и преподнес ценные подарки. Более, того бек Куртки – Мамыразык при народе специально возвышал авторитет Осмона, для того, чтобы внести раскол среди кыргызов, вступил с ним в сватовство. Он чрезмерно восхвалял его, называл его пансатом (полковником), и преследовал цель посеять раздор между родоправителями, вызывая у них чувство зависти.

    В конце 40-х – начале 50-х гг. начинается новый этап общественно- политической деятельности Осмона-датки. В эти годы он занял место своего знаменитого отца и благодаря своим незаурядным личным качествам, прослыл как мудрый и заботливый предводитель. Теперь его начинают уважать и другие родоправители и устанавливать с ним дружеские отношения. К примеру, известный Ормон-хан для укрепления отношений подружил своего сына Уметаалы с Осмоном. Известно, что ещё один из влиятельных саяков Чыны-бий сам подружился с Ормон-ханом. Очень много сведений о подвигах Осмона-датки, его взаимоотношениях со своими современниками в родословной (санжыре) Тоголок Молдо, в которой повествуется: «Когда Ормон- хан был ещё живой, он стал сватом с сыном Тайлак-баатыра Осмон-даткой и был в близких отношениях. Однако, когда он приехал за невесткой, он без ответа продолжал почивать, не считаясь с Осмон-даткой. На дочери Ормона должен был жениться сын Осмона Ботакан.

    В одну из этих ночей под покровом темноты угонщики уводят табуны лошадей близ аила Ормона. За ними, чтобы отбить табуны, устремляется погоня, посланная Ормоном, но не может осилить угонщиков, тогда за ними устремляются Осмон-датка, Бобетай-баатыр и сваты. Бросают клич: «Один на один!? – Бобетай-баатыр и Осмон-датка копьями сбивают с коней, вышедших на поединок и одерживают победу, они пригоняют все табуны Ормона, сверх этого они захватывают добычу шестьдесят лошадей которых привязывают возле юрты Ормона-хана в качестве калыма – выкупа за невесту. После того, как пригнали косяки Ормона, захватив в плен знаменитых людей из угонщиков, Осмон-датка стал желанным сватом, поговаривают, что тогда Ормон-хан дал ответ: “Режь скот, и начинай свадьбу для свадьбы, забирай свою сноху!» После этого сыновья Ормона Уметаалы и Чаргын расселились на склонах Арпы и стали жить в дружбе с Келдибеком, Баатаем, Осмон-даткой”. Во второй половине 50-х гг. высоко вознеслась слава Осмон-датки, он как правитель властвовал над населением, обитающим в Ак-Тала и Тогуз-Торо. Сам бек Куртки Мамыразык уже был не силах давать ему указания. Ормон-хан, начавший формировать самостоятельное ханство северных кыргызов, скончался из-за внутренних междоусобиц в 1855 г. Поэтому Осмон-датка установил равноправные отношения с верховными манапами и биями родов бугу, сарыбагыш, саяк, солто, черик, Боромбаем, Муратаалы, Тилекматом, Жантаем, Уметаалы, Джангарачем, Байтиком, Чыны, Рыскулбеком, Тулеке, Байторе, Турдуке и др.

    Так описывает Ч.Валиханов, как Осмон-датка не считается с кокандскими наместниками: «Увидев караван, Осмон позвал нас “в гости” к себе в аил через одного из своих рабов. Наш караванбаши вежливо отказался от приглашения Осмона. Поскольку среди нас находился чиновник Мамыразыка и крепость (Куртка, автор) находился от нас недалеко, всего в 10 верстах, мы уверенные в том, что кыргызы нас не тронут, спокойно продолжили свой путь. Другой кыргыз, посланный Осмоном, от имени своего хозяина вновь повторил приглашение. Караванбаши снова очень вежливо поблагодарил Осмона и дал знать, что нельзя останавливаться. Не прошло и нескольких минут, как из одного аила прискакала группа верховых кыргызов и вынудила повернуть нас в аил. Честь Осмона была сильно задета: за то, что мы не уважили приглашение, задев честь его предков, в качестве штрафа потребовал с каждой палатки по слитку (серебра, автор). Но перед отъездом он прибыл к нам и сказал, что не боится кокандского хана, но не желает ссорится с Мамыразыком.

    В начале 60-х г. начинается третий этап в жизни Осмона-датки. Этот период характеризуется его решительной борьбой в качестве предводителя за независимость против новых завоевателей – русских колонизаторов. Как известно, в 1855-1863 гг. русские войска полностью установили господство Российской империи в Ыссык-Кульской и Чуйской долинах. После этого они приступили к покорению горных кыргызов Внутреннего Тянь-Шаня.

    С этой целью русские генералы Западной Сибири и командование военного округа, усилили свои воинские походы, в этом направлении Внутреннем Алатавском Тянь-Шане начиная с 1863 г.

    Так, в Эки-Чате долины Куртка произошло кровопролитное сражение между царскими войсками и отрядами сарыбагышев и саяков. Судя по историческим сведениям, давний друг Уметаалы Осмон-датка слыл в народе вторым после Уметаалы предводителем. Свидетельство этому высказывание самого Уметаалы. Об огромной роли Осмон-датки в этих событиях, он вспоминал следующее: “В нападении на русский отряд участвовали саяки во главе с Осмоном Тайлаком уулу, Чыны Дуулат уулу, Шааке Тооке уулу, Ботбай Байпак уулу, Жакып Аргын уулу (и др., автор). Из моего рода особенно проявили себя Шербото, Бакал (его младший брат, автор) и Эсенаман (уулу)”. Уточняя эти сведения, военный губернатор Семиреченской области генерал Г.А. Колпаковский подчёркивал: “В нападении на штабс-капитана Зубарева (в 1863г. в Эки-Чате долины Куртка, автор), кроме сарыбагышцев, участвовали и саяки, возглавляемые Осмоном, Чыны, Ботбаем, Джусупом и др. манапами; по численности их было больше сарыбагышцев”.

    Об активном участии саяков в сражении в Эки Чате в 1863 г. и нападении 18 раз под предводительством Осмона-датки упоминают и другие представители колониальной власти края. Поэтому Уметаалы обращался к военному губернатору Семиречья с жалобой, чтобы часть виры, которую он уплатил в 1868-1869 годах за смерть и ранение русских офицеров и солдат в том сражении в рублях и лошадьми (общую сумму в 7500 рублей или 375 лошадьми, одна лошадь стоила 20 рублей), должны уплатить манапы саяков. Его жалобу русская администрация края сочла уместным и дала указание судейской коллегии биев рассмотреть её.

    Но стороны пошли на переговоры и пришли к согласию мирно справедливо разрешить спор. Манапы саяков Шааке Тооке уулу, Чыны Дуулат уулу специально приехали в Верный вместе с Уметаалы и заявили военному губернатору, что согласны уплатить часть расходов Уметаалы.

    Как известно, совместные действия кыргызов, возглавляемые Уметаалы и Осмон-даткой, продолжались с 1863 до 1867 годов. Чтобы установить полное господство России над этим краем, летом 1867 года русские колонизаторы предприняли в этот край новую военную экспедицию. 16 июля 1867 г. русские войска достигли крепости Куртка. Так описал в то время крепость Куртка один из участников похода: “Куртка – разрушенная Кокандская крепость, в 1863 году её разгромил капитан Проценко, но с тех пор здесь не было русских войск и она была вновь восстановлена. Гарнизон Куртки (кокандское войско) отступил при нашем приближении. После захвата Куртки отряд Полторацкого продолжил свой поход до Арпы и Аксая через перевал Джаман, далее, захватив Ат-Баши, в августе достиг места, где сейчас стоит город Нарын, и затем возвратился вниз в Куртку. Через некоторое время прошел Сон-Куль, Джумгал, Кочкор, Шамси и двинулся в сторону Верного”.

    Главной целью этой экспедиции было полное и окончательное подчинение Уметаалы Российской империи. Вследствие этого в октябре 1867 г. он был вынужден признать русскую власть. А Осмон-датка, не желая признавать власть России, продолжал самостоятельно вести борьбу с ней.

    Вслед за вышеописанными событиями в 1867 г. царское правительство начало административное преобразование новых, подвластных ему земель. В соответствии с этим, в составе Туркестанского генерал-губернаторства была образована Семиреченская область, в неё входили Ыссык-Кульская и Чуйская долины, Внутренний Тянь-Шань. Кыргызы, проживающие здесь, должны были войти в состав Токмакского (позже Бишкекского) и Иссык-Кульского (позже Пржевальского) уездов. Уезды делились на волости, которые в свою очередь состояли из аилов. Бесспорно, что такими мерами колонизаторы вводили такую систему, при которой кыргызы подчинялись бы беспрекословно, и преследовали цель окончательного отстранения от власти таких влиятельных в народе предводителей, как Уметаалы и Осмон-датка. В 1868 г. первый начальник Токмакского уезда майор Г.С.Загряжский, разделив кыргызские аилы на волости, при “избрании” волостных намеренно не допустил на выборы Уметаалы и Осмон-датку. Вновь назначенный уездный начальник чтобы утихомирить Осмона-датку, отправил его сына Мамыркана в Верный в качестве гостя-заложника. Но не взирая на это, Осмон-датка откочевал с народом из Ак-Талы в Тогуз Торо.

    В конце мая 1868 г. майор Г.С. Загряжский с целью уточнения численности кыргызов, не вошедших в учет во время создания волостей в Нарынской и Кетмень-Тюбинской долинах, прибыл в Тогуз-Торо. В этой поездке русского офицера сопровождали со своими джигитами Шабдан баатыр.

    Вскоре (1 июля 1868 г.) отряд Осмон-датки, терпеливо ожидавший удобного момента для обуздания колонизаторов, под покровом темноты внезапно нападает на лагерь уездного. По этому поводу Б. Солтоноев пишет: “Первый уездный Токмока Загряжский в сопровождении Шабдана Джантаева и Баяке Кунтууганова осенью 1867 года прибыл в Нарын в аил Осмона Тогуз-Торо, чтобы провести выборы. Не желая подчиняться русским, под покровом ночи Осмон напал на лагерь, уездный бежал, сначала взобравшись на тополь. Осмон связал Баяке и Келдибека и перекочевал в Качгар, его кочевье состояло из 600 юрт”.

    Отстреливаясь от натиска кыргызов, майор Г.С. Загряжский еле спасается в лесу, росшем на побережье реки Нарын, попадают в плен его секретарь, вестовой, толмач, двое волостных и несколько джигитов, двое сопровождающих спасаются бегством. Кстати, едва услышав, что Осмон-датка его противник, Загряжский заранее послал своих людей в соседний аил к Шабдану и просит собрать отряд против бунтовщиков. По некоторым сведениям, Шабдан-баатыр прибыл в Тогуз-Торо с двумя сотнями джигитов (воинов). Он, видимо, был хорошо осведомлен о возможностях русских и зная, чем может закончиться конфликт, заранее стремился успокоить народ. Его вкладу в установление мира на кыргызской земле, военный губернатор Семиреченской области А.Я. Фриде в свое время дал следующую оценку. Когда часть кара-кыргызов, недовольная введением русского правления в Нарыне, в 1868 г. совершила вооруженное нападение на начальника Токмакского уезда, Шабдан Джантаев, быстро собрав джигитов, сумел погасить возгорающее волнение в горном и приграничном краях. И позже во всех делах Шабдан Джантаев, когда нужна была помощь своим влиянием на кара-кыргызов принёс большую пользу.

    В своём рапорте, написанном на имя военного губернатора Семиреченской области, майор Загряжский так охарактеризовал нападение Осмон-датки: “Потеряв всё имущество, я сумел спастись от плена, а возможно, и от смерти только с помощью Манапбая и Шабдана Джантаева. По моему приказу в целях наблюдения за действиями Джакыпбека Шабдан Джантаев два месяца находился с нами на нашей границе с Кашгаром”. За службу в Тогуз-Торо позже он был награжден почетным халатом II степени и большой золотой медалью на Станиславской ленте.

    После нескольких столкновений с объединенными силами майора Загряжского и подоспевшего на помощь Шабдана Осмон-датка сначала откочевал в сторону Андижана. Отношения между Кокандским ханством и Россией в то время развивались в нормальном русле. Поэтому кокандцы приняли Осмон-датку не столь радужно. Более того, военный губернатор Семиречья обратился с просьбой к беку Андижана, чтобы поймали датку и передали пленных русской власти.

    Обстоятельства усложнились, развивались в негативном плане, поэтому он быстро прешел на территорию Кашгара, но и там положение было не столь радужным. Через 10 лет после краха государства Джакыпбека (1877-1878) Осмон-датка возвратился на Родину. Убедившись, что он заметно постарел, колониальная администрация не сочла уместным преследовать его. Приблизительно в начале 80-х г. XIX века Осмон-датка покинул бренный мир.


Copyright © 2009  Кыргызсанжырасы,
Все права защищены. Печать только с согласия автора.ЗЭТ