ЛАКАЙЦЫ

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


    Локайцы или лакайцы — это одно из наиболее крупных дашт-и-кипчакских племен узбеков, заселявшее южные территории Таджикистана и север Афганистана.

    Численность
    Локайцы были третьим по численности узбекским племенем в Восточной Бухаре — в 1924 году их насчитывалось 25 400 человек. До революции их было больше, племя это особенно пострадало в период Басмачества, поскольку активно участвовало в этом антикоммунистическом движении. Локайцы — одна из самых воинственных в регионе этнических групп. Отряды Ибрагим-бека, воевавшие в южном Таджикистане против советской власти вплоть до его пленения и смерти в 1931 году, а некоторые (под командованием других курбашей) — вплоть до 1937 года, были укомплектованы именно локайцами. По данным переписи населения Таджикистана 2010 года численность лакайцев в стране составила 65 555 человек.

    Расселение
    До начала XX века локайцы заселяли южные территории Таджикистана и Узбекистана (если рассматривать современные границы этих государств), а также север Афганистана. Локайцы составляли значительную часть жителей Хисарского и Бальджуанского бекств. Также южные склоны западной части Гисарского хребта, входившие в территорию бекства, заселены локайцами. В Таджикистане локайцев много на юге страны.

    Происхождение
    К началу 1950-х годов наметились две гипотезы о происхождения локайцев и времени их поселения в местах современного обитания. Исследователи, придерживающиеся первой гипотезы, считали локайцев одним из родов дашт-и-кипчакских узбеков, пришедших в южные районы современного Таджикистана, в начале XVI в. вместе с Шейбани-ханом. Некоторые авторы, связывали их происхождения с карлуками и относили их появления в бассейне правых притоков Амударьи ко времени, предществующему завоеванию Средней Азии арабами.

    Этнографическое изучение локайцев, проведенное Б. Х. Кармышевой в 1945—50 гг. позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты степняков.(Кармышева, Балкис (Бэлькис) Халиловна (13 июля 1916, Кульджа, провинция Синьцзян, Китай — 9 октября 2000, Москва) — видный советский и узбекский этнограф-тюрколог, кандидат исторических наук (1951, по монографии), доктор исторических наук (1978, по монографии). Научный сотрудник Института истории АН ТаджССР (1945—1956), Института этнографии АН СССР (с 1956). Научный интерес: коренные народы Средней Азии, Казахстана, Урала.)

    Локайцы почти не имели общих этнонимов с ранними карлукоязычными племенами Южного Таджикистана. Также среди этнонимов узбекских племен встречается очень мало совпадений с локайскими генонимами. Возможно это объясняется тем, что локайцы по сравнению с другими узбеками составились из несколько иной группы даштикипчакских племен, в частности из аргынов, которые почти не были представлены в составе других узбекских племен, как подметил еще И. П. Магидович. Больше всего сходных этнонимов у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кипчак, входившими в Средний жуз. Совпадений локайских этнонимов с этнонимами племен Среднего жуза, в частности аргынов, фактически больше. Среди этнонимов Старшего жуза казахов Б. Х. Кармышева обнаружила 11 названий, сходных с локайскими. 19 киргизских этнонимов совпадают с локайскими, причем 5 из них встречаются и среди этнонимов Среднего жуза. У локайцев группы эсанходжа под названием курдек существовали у тобольских и тарских татар, которые жили в непосредственном соседстве с казахами Среднего жуза. Из всего сказанного становится очевидным, что значительная часть локайцев сложилась из тех же этнических компонентов, что и казахи Среднего и частично Младшего жузов. Имеется еще несколько других совпадений локайских этнонимов с этнонимами народов Южной Сибири.

    По мнению Б. Х. Кармышевой локайцы выделялись среди других узбеков близостью своей культуры к казахам. Эти наблюдения подтвердились антропологическими и диалектологическими исследованиями. Выяснилось, что среди потомков других узбекских групп даштикипчакского происхождения локайцы выделяются своей монголоидностью и в этом отношении близки к казахам, говор же их характеризуется значительно большей близостью к казахскому и каракалпакскому языкам, чем говоры остальных джокающих групп узбеков. Эти особенности возможно указывают на то, что локайцы переселились в Мавераннахр позже остальных узбекских племен. Предания самих локайцев, записанные Б. Х. Кармышевой в 1940-ые годы гласят, что первоначально они были одним из 16 подразделений узбекского племени катаган и жили в Балхе. При правители Махмуд-хане (в конце XVII в.) они перебрались в Хисар. Доктор Лорд, член экспедиции А. Бёрнса, британский политический представитель в Северном Афганистане в 30-х годах XIX века, приводит генеалогию племени катаган, извлеченную им из письменных документов предположительно конца XVII — начала XVIII века. В ней локайцы указаны как одно из 16 подразделений (уруг) племени катаган, при этом отмечено, что они в числе 5 тыс. семейств живут в Кулябе и Сангтуда, местности на берегу Вахша по дороге из Курган-Тюбе в Дангару.

    Локайцы упоминаются в числе племён смешанного монгольского и тюркского происхождения. Кунграт, локай, катаган, дурмен считаются одной родоплеменной группой. Существует мнение, что локайцы отделились от катаган. Согласно устным преданиям, локайцы свою родословную ведут от Кармыша, единокровного брата Чингисхана. У него было 16 сыновей катаганов («ун олты ул катаган»), одним из которых был Лакай. Некоторые авторы, ссылаясь на локайские предания об их происхождении от одного из чингисхановых военачальников по имени Локай, допускают возможность прихода локайцев в Среднюю Азию в конце первой четверти XIII века вместе с полчищами Чингисхана. Согласно другим версиям, локайцы родственны кунгратам, аргынам, найманам. Антропологически локайцы представляют собой наиболее монголоидную этническую группу в составе узбеков.

    Хотя в их культуре, быте, физическом типе и говоре в начале XX в. еще ярко выступали черты, указывающие на родство с казахами, но всё же они, бесспорно, относились к одному из узбекских племен дашт-и-кипчакского происхождения. В их культуре преобладали черты, характерные для узбекского народа в целом. Все это свидетельствует о том, что локайцы за время жизни в Маварауннахре вобрали в свой состав немало местных этнических компонентов различного происхождения.

    Список курбашей из лакаев
    1. Ибрагим-бек, прозванный Наполеоном из Локая.
    2. Эл-боши. Утеш-кизилбой-бодрохли-лакай.
    3. Эшон-кул. Кичили-парча-бодрохли-лакай.
    4. Нодир-галли. Юнус-парча-бодрохли-лакай.
    5. Мулла-хожи. Тогай бачча-малиш-оксари-эсонхужа-лакай.
    6. Абийир Хожи. Туячи Лакай.
    7. Майсара биби кунтув Лакай.


Copyright © 2009  Кыргызсанжырасы,
Все права защищены. Печать только с согласия автора.ЗЭТ